Скованные одной цепью - Нил Петраускас, Khomutova & Partners

Скованные одной цепью

Все мы прекрасно помним, как в первые месяцы пандемии производители находились в растерянности в поисках тех, кто мог бы обеспечить их необходимыми компонентами, а у розничных торговцев «неожиданно» образовались пустые полки. Прошло время, а многие производители все еще находятся в прострации, а у розничных торговцев все еще пустые полки. Проблема, как нам кажется, в том, что цепочки поставок подавляющего числа компаний не подвергаются эффективной корректировке.

Если проблемы в самом начале пандемии были в какой-то степени понятны — в конце концов, распространение Ковид-19 стал самой обширной пандемией за столетие, — то последние проблемы вызваны, казалось бы, хорошим развитием событий — спрос почти на все растет. Но компании продолжают сообщать клиентам, что им следует ожидать увеличения сроков доставки, повышения цен или даже замены товаров.  Дело в том, что цепочки были построены для обеспечения максимальной эффективности, и по большей части они не смогли перестроиться. Цепочки поставок больше не могут функционировать линейно, ориентируясь исключительно на затраты.

Из-за всплеска случаев заболевания Ковид-19 в различных странах помешал многим компаниям получать некоторые основные компоненты. Например, нехватка микрочипов привела к тому, что производители различных технологий, развлекательных и промышленных товаров работают на пределе своих возможностей. Сторонние логистические фирмы потенциально могли бы помочь компаниям, испытывающим дефицит поставок, сами стали испытывать аналогичные трудности. Если люди заболевают на производстве, они не могут производить нужные продукты, а если вспышка заболевания происходит в порту или распределительном центре, никто не сможет отправлять оттуда грузы.

Еще одна особенность пандемии заключается в том, что она вывела из состава рабочей силы большое количество человек: пожилых работников, которые не хотят подвергать себя риску, мужчин и женщин, которые не смогли обеспечить уход за детьми и были вынуждены оставаться дома. Когда не хватает рабочей силы, не хватает людей для разгрузки контейнеров. Не хватает рабочей силы в виде водителей грузовиков для доставки товаров. Не хватает людей для хранения и распределения товаров.

Одновременно с этим произошли структурные изменения спроса. Многие перешли от питания в ресторанах к приготовлению пищи дома, поэтому объем спроса на продуктовые магазины значительно вырос, а объем спроса на поставщиков ресторанов значительно снизился. Сейчас ситуация начинает меняться, но мы не знаем, что будет дальше.

Проблемы, которые выявила пандемия, оказались слишком сложными для решения здесь и сейчас. Успешное прогнозирование спроса всегда было сложной задачей, и мало у кого это хорошо получалось. Многие компании, которые планировал спад в пандемию, ощутили резкий рост на рынке, а некоторые никогда не испытывали или даже не представляли себе такого всплеска спроса. Кроме того, те компании, которые пережили пандемию, демонстрируют уверенную устойчивость и в 2022 году.

Проблема заключается в том, что цепочки поставок для многих компаний не являются гибкими. Хотя компании все еще работают по принципу «Точно в срок», что позволяет сокращать избыточные запасы и экономить затраты при стабильном спросе, они усвоили тяжелый урок, когда в течение прошлых лет спрос то падал, то резко возрастал. Некоторые компании сейчас возвращаются к моделям цепочки поставок десятилетней давности, полагая, что затраты на создание дополнительных запасов в системе лучше, чем столкнуться с изнурительным кризисом. Нехватка любого компонента всегда ведет к срыву поставки точно в срок.

В этом смысле компаниям необходимо лучше планировать вероятные сценарии и точно представлять, что потребуется цепочке поставок для нормального функционирования при различных обстоятельствах, и соответствующим образом адаптировать свои процессы. В то же время, руководители компаний должны убедиться в том, что менеджеры, управляющие цепочками поставок, не только обладают богатым опытом работы, но и способны менять бизнес-модели и другие аспекты корпоративной стратегии. Необходима сквозная реорганизация поставок.

Так, например, тактическим решением на уровне компании могло бы стать уменьшение ассортиментного разнообразия, пусть даже и в ущерб маркетинговым целям. А одним из глобальных решений могла бы стать консолидация данных портов и логистических центров, позволяющая в режиме реального времени отслеживать нахождение грузов по всей цепочке поставок — от производства до доставки товара клиенту.

В целом, логистический кризис позволил извлечь ценные уроки о том, как укрепить эту систему в будущем.

Пролистать наверх