С чем можно сравнить текущую ситуацию на российском рынке? Пожалуй, это так называемый «идеальный шторм», возникающий вследствие редкого сложения нескольких неблагоприятных факторов, суммарно создающих особый разрушительный эффект. Объявленный стремительный выход транснациональных корпораций с российского рынка, нарушение выстроенных цепочек поставок и изменение продуктовой матрицы привычных потребителю брендов товаров создают сильное эмоциональное напряжение. Но это только одна часть вопроса. Если на ситуацию смотреть исключительно с таких позиций, то можно не увидеть открывающееся российскому бизнесу окно возможностей.
Оставим за скобками личную эмоциональную оценку ситуации и рассмотрим перспективы развития национального рынка и то, какие действия необходимо предпринять сейчас, чтобы не только сохранить бизнес, но и занять высвобождающиеся ниши.
Действия, которые необходимо выполнить бизнесу в текущей ситуации:
Во-первых, выйти из эхо-камеры и нацелиться на поиск существенных фактов, указывающих на важные для целых отраслей рынка изменения, среди информационного потока, который формируется сейчас всеми источниками информации. Ситуационная осведомленность помогает бизнесу принимать решения беспристрастно и насколько возможно объективно с учетом того, что вводные стремительно меняются.
Во-вторых, внимательно без эмоций отслеживать ситуацию и скрупулезно анализировать то, каким образом корпорации формулируют свой «уход» с рынка. Часто в формулировках содержаться подсказки об их реальных намерениях. Это позволят точнее определить высвобождающиеся ниши, которые могут быть, как довольно широкими, так и совсем узкими секторами.
В-третьих, провести внутренний экспресс-аудит и анализ внутренних ресурсов компании, выявить факторы риска, ослабляющие бизнес изнутри. К этим факторам могут относиться слабые коммуникации с клиентами и поставщиками, не адаптированная под рынок ассортиментная и ценовая политика, не соответствующая ожиданиям целевой аудитории сервисная политика компании и так далее. Именно внутренние сбои и хронически не решавшиеся проблемы будут выполнить роль сдерживающего фактора, который не позволит компании совершить быстрый рывок и освоить освобождающиеся ниши. Даже при самом оптимистичном прогнозе, внутренние сбои могут привести к фатальным последствиям в условиях кризиса и многократно выросших внешних вызовов.
В-четвертых, рассмотреть различные гипотезы развития рынка и рассчитать риски. Очень важно разработать несколько ключевых стратегий и тактических планов действий. Не должно быть ситуации, к которой ваш бизнес будет не готов. Если что-то не работает или работает не так как задумано, причина одна – недостаточная подготовка. Конечно, можно рассуждать, что «нужно ввязаться в драку, а там посмотрим», но опыт показывает, что, если что-то может пойти не так, оно пойдет не так. И наоборот, даже самые пессимистичные прогнозы можно отработать с эффективными фланговыми стратегиями и в условиях кризиса с ограниченными ресурсами выйти с максимальным профитом.
В-пятых, направить ресурсы и команду на достижение поставленных целей в рамках заданной стратегии с возможностью ее адаптации при возникновении новых вводных. В условиях кризиса человеческий фактор становится либо фактором риска, либо залогом успеха. Сфокусируйте вашу команду на выигрышных сценариях. В условиях сбалансированного оптимизма, команда, которая понимает цели, перспективы и получает выверенные своевременные указания, способна на прорывные решения и выход на новые незанятые ниши.
И в-шестых, поддерживайте ваших клиентов и партнеров. Ваша коммуникативная политика должна быть пронизана поддержкой и работой с обратной связью.