Анатомия восприятия. Визуальный контент через призму нейробиологии

Меня однажды очень заинтересовала лекция Khan Academy про анатомию человеческого глаза и специфики обработки информации мозгом, напрямую влияющей на восприятие. Я задумалась о том, насколько правильно мы создаем визуальный контент и пересмотрела еще раз наши подходы к структуре макетов с учетом анатомии. И пришла к выводу, что наиболее удачные и успешные примеры того, что мы делали, были созданы как раз с учетом механики обработки визуальной информации мозгом. Эта концепция является универсальной, и ее применение выходит далеко за рамки одного-двух макетов или сайта, она касается всех визуальных материалов, если мы хотим быть восприняты и поняты нашими клиентами.

Из-за какой-то странной анатомии человеческого глаза, большое значение приобретает то, где (справа или слева) мы размещаем определенные объекты. Я избавлю вас от большей части ненужной медицинской терминологии и деталей, но основной процесс довольно увлекателен. Хорошо известно, что левая сторона мозга управляет правой стороной тела и наоборот. Но глаза совсем другие.

Информация из правого зрительного поля обрабатывается левым полушарием мозга, независимо от того, какой глаз принимает информацию. Это позволяет нам сфокусировать оба глаза на чем-то справа, и протянуть руку и схватить его правой рукой — и все это с помощью левого полушария. Это очень эффективно. Попробуйте этот эксперимент:

  • Направьте свой нос прямо перед собой;
  • Глядя вперед, поверните глаза вправо и посмотрите на объект;
  • Вытяните левую руку, чтобы поднять его;
  • Переключите стороны и повторите.

Немного сложнее точно использовать противоположную руку, не так ли? Вот диаграмма того, как глаза и мозг работают вместе, чтобы достичь этого:

Задняя часть каждого глаза разделена на две стороны. Они называются носовой и височной сторонами соответственно. Так что любой, кто называл вас очкариком в начальной школе, был отчасти прав – но это не имело никакого отношения к вашим очкам. Они были «очкариками» так же, как и вы. Любые лучи света, которые попадают в носовую часть сетчатки, проходят вниз по зрительному нерву, пересекают зрительную хиазму (точку пересечения зрительных нервов) и направляются на другую сторону мозга для обработки. Однако лучи света, попадающие на височную сторону, остаются на той же стороне мозга.В качестве примера проследите зеленую траекторию на диаграмме. Вы можете видеть, что информация из правого зрительного поля будет обрабатываться левой половиной мозга – независимо от того, какой глаз принимает информацию.

Итак, когда мы размещаем объекты информации на любом макете, мы должны его поделить на условно правое и левое поле для размещения соответствующих восприятию долей мозга информации. При этом, мы должны помнить несколько основных правил.

Правое зрительное поле обрабатывается левым полушарием.

Левое полушарие является доминирующим при восприятии языка, текста и цифр, логических выкладок, любых данных, требующих прочтения и аналитической обработки. Левое полушарие также отвечает за распознавание юмора, каламбура, игры слов. Удивление и гипербола — это нарушение логики. Язык и логика — это прежде всего функции левого полушария. Итак, в правом зрительном поле мы размещаем: цифры, текст, обращения к логике, детали и суть предложения, инфографику, чертежи и так далее.

Левое зрительное поле обрабатывается правым полушарием.

Эмоции обрабатываются (не исключительно, а в первую очередь) правым полушарием головного мозга. В левом зрительном поле мы размещаем: лица, яркие образы, обращения к эмоциям, эстетически привлекательные изображения и тому подобное.

Если вы хотите, чтобы ваши маркетинговые сообщения были эффективно доставлены через любые визуальные средства массовой информации, то поместите апелляции к логике в их правом визуальном поле и апелляции к эмоциям в их левом. Сайты, реклама социальных сетях, телевизионные рекламные ролики, живые презентации, макеты в печатных СМИ, рекламные щиты и многое другое — все это имеет возможность быть разработанным более эффективно с учетом этого факта человеческой биологии.

Пролистать наверх