Как «Зеты» переносят кризис? - Ирина Хомутова, Khomutova & Partners

Как «Зеты» переносят кризис?

Мир погрузился в новые вызовы международных санкций, и все забыли о том, что человечество только что переболело в прямом и переносном смысле. Мы все вместе перенесли сильнейшие вызовы, связанные с безопасностью и здоровьем целых наций. Сейчас все погрузились в новую повестку, а между тем в обществе остались серьезнейшие нерешенные вопросы, связанные не только с далеко идущими ковидными последствиями в области физического здоровья миллионов людей по всему миру, но и с психологическим здоровьем будущих поколений. И мы говорим о самой незащищенной группе – так называемом поколении зетов. Кого мы имеем в виду под поколением Z? Возраст представителей этого поколения во многих исследованиях варьируется от 9 до 24 лет. Мы же сконцентрируем свое внимание на группе 16-24 года.

Итак, именно зеты демонстрируют наибольшую тревожность в следствии двухлетней пандемии в сравнении с другими поколениями. Именно зеты, вынужденно находившиеся в негативном информационном поле, связанном с неуправляемой эпидемией, стремительно унесшей жизни миллионов, демонстрируют более высокие показатели стресса, депрессии, снижение позитивного прогноза в отношении перспективы социального благополучия, чем другие возрастные группы. Мы уже можем наблюдать кризис психического здоровья подрастающего поколения, который в долгосрочной перспективе отразится на социальном и потребительском поведении и безусловно должен рассматриваться обществом и бизнесом при планировании экосистемы здравоохранения и будущего в целом.

Непропорциональное воздействие

Множество исследований, проведенных за эти два года, указывает на значительные различия в восприятии перспективного благополучия между поколениями. В среднем каждый четвертый зет чувствует себя более эмоционально подавленным (25% аудитории), что почти вдвое превышает аналогичные критерии оценки восприятия перспектив их родителями-миллениалами (25-40 лет) и родителями-иксами (41-56 лет), среди которых только 13% демонстрируют повышенную тревожность, и тем более превышает показатели тревожности их бабушек-дедушек (57-76 лет). Бейби-бумеры позитивнее всего видят свои перспективы – только 8% этой аудитории испытывают психологические последствия пандемии.

58% зетов отмечают неудовлетворенность целого ряда социальных потребностей, в то время как старшие поколения – только 16%. Отсутствие удовлетворенности таких социальных потребностей, как финансовое благополучие и потребительские возможности, вовлеченность в социальные активности и занятость, развитие и образование, качественное питание, комфортное жилье, свобода перемещения и транспортная доступность, социальная поддержка и безопасность – все это может негативно влиять не только на психологическое здоровье. Как показывают многочисленные исследования, именно те, кто имеет три и более неудовлетворенных социальных потребности, в два раза чаще демонстрируют различные формы проблем психического и вместе с ним физического здоровья.

Зеты не просят помощи

До 25 лет человеческий мозг еще не полностью развит. Осознание долгосрочных последствий и способность сдерживать импульсивное поведение – одни из последних функций, которые формируются префронтальной долей мозга. Таким образом, подростки и молодые взрослые, могут быть менее склонны к плановому или профилактическому медицинскому обслуживанию. Зеты  в 1,6-1,8 раз реже, чем милениалы, сообщают о своих психологических проблемах и обращаются за профессиональной помощью. Это напрямую связано с отсутствием поддержки в семье, со страхом общественного осуждения, с психологическим дискомфортом, сопровождающим обращение к врачам по причине нарушений поведенческого здоровья, а также финансовой недоступностью данного направления медицинских услуг. Более того, в условиях кризиса, родители могут навязывать детям чувство вины за то, что «им легче жить», в связи с чем дети стараются минимизировать проблемы своих родителей, не делясь с ними своими проблемами и переживаниями.

Кто помогает Зетам и кому они доверяют?

Где же зеты решают свои проблемы? Они находят ответы и поддержку в социальных сетях. Многие представители поколения Z впервые обращаются за решением проблем с поведенческим здоровьем в тематические сообщества в социальных сетях для получения советов от других молодых людей со схожими проблемами, а также от специалистов, которые в этих профильных сообществах делятся советами со своей аудиторией. Безусловно, это уже лучше, чем ничего, однако, этот подход нельзя считать полноценной и эффективной помощью незащищенной аудитории, нуждающейся не только в активной профессиональной поддержке, но и удобных для пользователя инструментах, позволяющих сохранять анонимность и возможность получать оперативную онлайн помощь в критических ситуациях.

Что могло бы решить эту проблему

При создании и совершенствовании инструментов формирования поведенческого здоровья очень важно использовать подход, ориентированный на самого конечного пользователя. Понимание того, что именно движет зетами, отправляющимися за помощью в социальные сети вместо привлечения к этому процессу родственников и клинических специалистов, позволит адаптировать цифровые решения и онлайн-сервисы, которые смогут реально обеспечить необходимую помощь, а именно, социально поддерживать пользователей, сохранять их анонимность при необходимости и оперативно в режиме реального времени консультировать тех, кому требуются консультация психолога. И в таком случае свои мысли о суициде, страхи и депрессивные мысли о бесперспективности его жизни, 16-летний зет будет выливать не на страницах социальных сетей, а получит предметную помощь профессиональной команды соответствующего специализированного сервиса, приложение которого может скачать на свой смартфон любой подросток. 

Принцип раннего вмешательства в проблему психологического здоровья должен поддерживаться функциональной адаптивностью системы здравоохранения к поведенческим сценариям аудитории, относящейся к цифровому поколению, в большей степени предпочитающему специализированные приложения очным консультациям специалистов. На государственном уровне важно инвестировать в поведенческое здоровье подрастающего поколения наравне с физическим. Перспективные области развития программы национальной безопасности в области здравоохранения могут включать в себя телемедицину и все виды цифровых решений для цифрового поколения, программы активного реагирования на кризисы в сфере поведенческого здоровья на уровне сообществ, более полное удовлетворение базовых социальных потребностей и повышение грамотности в вопросах психического здоровья. Только целостный подход, охватывающий поведенческие, физические и социальные аспекты здоровья обеспечит эффективные меры в отношении постковидных последствий поколения, которое через 10 лет будет формировать человеческий капитал и обеспечивать конкурентоспособность России на международных рынках.

Пролистать наверх