Коронавирус пришел и спутал все наши маркетинговые планы на 2020 год. В условиях, когда люди независимо от их географии, возраста, социального положения или других психографических факторов находятся под огромным давлением, маркетологам необходимо действовать особенно ответственно.
Согласно глобального исследования, проведенного в апреле GlobalWebIndex, 90% аудитории считают, что сложившаяся ситуация с пандемией оказала драматическое влияние на их безопасность, экономику в целом, на их личное благосостояние и стабильность. Почти 50% потребителей не решаются делать покупки в обычных магазинах после этой пандемии из-за опасений за свое здоровье и предпочитают сервисы доставки.
Вот еще некоторые важные статистические данные о тенденциях маркетинга во всем мире во время этой пандемии:
- В целом на 27,4% снизились личные обращения потребителей разных сфер услуг;
- 40% аудитории из всех видов отдыха в большей степени опасается ресторанов и считает, что будет гораздо реже посещать заведения;
- В открывшиеся рестораны собираются точно пойти только 30% гостей;
- Важным является возрастной параметр аудитории, которая в большей степени опасается за свое здоровье: 50% аудитории, которая не планирует в обозримой перспективе посещать заведения, составляют «зеты» – возрастная группа от 16 до 23 лет;
- 60% аудитории отложило покупки билетов и туристических путевок на неопределенное время;
- Опасения за состояние здоровья аудитории также повлияло на фитнес-индустрию. 10% собирается точно отказаться от услуг фитнес-центров и не будет продлевать членства до полного завершения пандемии, а 40% предпочитают далее заниматься спортом дома и не уверены в том, что захотят воспользоваться услугами фитнес-клубов;
- Часть аудитории испытывает не только психологические последствия пандемии, но и влияние экономического кризиса, связанного с карантинными мерами. 30% рассматривают для себя возможность каких-либо покупок только в формате значительных распродаж и промо-предложений.
Эти данные показывают, что каждый маркетолог должен пересмотреть свои планы на 2020 год и адаптировать их, чтобы привести в соответствие с текущими сценариями. Мы все должны потратить время и силы на то, чтобы понять новые настроения нашей целевой аудитории и, соответственно, по новой наладить с ними связь. Итак, вот 6 лайфхаков для адаптации ваших маркетинговых усилий к новым реалиям.
Будьте в 10 раз чутче
Эмпатия всегда помогает маркетологам искренне общаться с аудиторией. Ваши маркетинговые усилия могут принести гораздо более эффективные результаты, если они будут основаны на эмпатии. В условиях изменившейся реальности и сформированных новых ценностей, а также психологических барьеров во всех потребительских сферах, ваша повышенная эмпатия поможет вам лучше понять свою аудиторию и соответствовать ее новым критериям выбора. Вас и вашу аудиторию разделяют не несколько месяцев карантина и самоизоляции, а новая система координат в сознании каждого, в том числе и вашем собственном. Мы все стали другими – вопрос, в чем и на сколько. То, что было для нас само собой разумеющимся, например, свобода перемещения, или, наоборот, чуждым, как социальная дистанция, или условно значимым, как здоровье, о котором мы вспоминали эпизодически – все эти и сотни других аспектов нашей обыденности поменялись в приоритетах и создали нашу новую потребительскую реальность.
Пересмотрите личность (аватар) клиента
Аватары клиентов являются наиболее ценным инструментом для маркетолога, и они выполняют роль ориентиров для каждого нашего движения, начиная с выбора каналов взаимодействия с целевой аудиторией и заканчивая самим коротким сообщением. Двумя наиболее важными составляющими личности покупателя, которые помогают нашим маркетинговым усилиям, являются цели и проблемы.
Почему этот лайфхак сейчас особенно важен? Возможно, вы некоторое время назад разрабатывали аватары и сценарии взаимодействия с ними. Я почти уверена, что разработанные вами даже два месяца назад сценарии и среда полностью отличались от текущей ситуации. Ваша целевая аудитория, возможно, не имела таких целей, как спасение своего бизнеса или попытка сохранить компанию и коллектив без увольнений. У всех были какие-то планы на год вперед, запланированы поездки и мероприятия, которые уже не состоялись и могут так и не случиться в обозримой перспективе. Мы свободно ходили в рестораны и только 10% из нас, страдающих ипохондрией, задумывались о том, насколько здоров персонал ресторана, чем болен гость за соседним столом, и мы точно не оборачивались нервно на любого, кто рядом закашлялся. Мы не носили средства личной защиты в общественных местах в обязательном порядке, мы легко могли не пользоваться санитайзерами. Мы гуляли в парках всегда, когда нам этого хотелось, а не по пропускам и с официального разрешения. Мы обнимали друзей и здоровались за руку с незнакомыми людьми. Не было в обиходе многих понятий, таких как пандемия, карантинные меры, социальное дистанцирование, самоизоляция и пр., все те новые слова, которыми уже легко оперируют даже дети. У нас не было многих страхов, с которыми мы смирились и приняли новые правила социального сосуществования. Таким образом, чтобы справиться с текущими проблемами, крайне важно, чтобы мы, маркетологи, нашли время, вернуться к аватарам наших клиентов и присоединиться к их текущим целям и задачам. Это поможет нам в создании актуального контента, который будет отзываться в сознании и глубоко приниматься нашей аудиторией.
Не продавать, а помогать
Давайте на минуту остановимся и поймем, с какими проблемами может столкнуться наша целевая аудитория во время этой пандемии и после нее. Покупка вашего продукта или услуги может быть последней вещью, о которой они думают. На передний план в коммуникациях с клиентами сейчас выходит не продажа, а помощь, решение каких-то задач. Согласно апрельского исследования GlobalWebIndex, 56% аудитории считают, что после окончания вспышки они, скорее всего, отдадут предпочтение именно тем брендам, которые наилучшим образом смогут решить их текущие проблемы и 39% выберут продукт с комфортной доступностью.
Так что продажа уходит на второй план, помощь аудитории мы делаем своей основной задачей. Выявив потребности аудитории, вы сможете создать свой контент и темы для обмена сообщениями актуальными и стимулирующими продажи. Так, например, продавая в доставку комбо-обед для всей семьи от ресторана, мы должны сделать акцент на том, что мы вкусно накормим всю семью и освободим нашу клиентку от необходимости очередной раз готовить, долго стоять у плиты с непрогнозируемым результатом. Мы даем ей возможность заняться собой, отдохнуть, или наоборот, поработать на удаленке, а все заботы о вкусном обеде и довольной семье мы берем на себя. Все, на чем мы сейчас должны делать информационный акцент – это поддержка в сложной ситуации и предоставление понятных, простых и комфортных решений для наших клиентов.
Попросите свою аудиторию о помощи
Лучший надежный источник обратной связи для ваших усилий по маркетингу – это ваша аудитория. Все понимают важность обратной связи аудитории для коррекции курса, но сейчас это стало задачей номер один для всех маркетологов, потому что мы заново узнаем друг друга. Все, что сейчас происходит с нашей мотивацией, потребительскими предпочтениями и личностными метаморфозами еще не исследовано и только будет изучено и описано позже. Мы действуем эмпирически, заново узнавая тех, с кем мы привыкли работать, на двадцать шагов просчитывая вперед реакции и умело управляя ими. На первый план сейчас выходят два подхода: междисциплинарный, в котором мы можем почерпнуть ценные для нас потребительские мотивации из сферы здравоохранения, и интенсивная работа с обратной связью.
Почему эта рекомендация сейчас особенно критична? Лучший способ помочь вашей аудитории в эти трудные времена – это понять их цели и предпочтения. И лучший источник этой важной информации – ваша аудитория. Поэтому обращайтесь к ним за советом при подготовке контента, который будет соответствовать их текущим задачам и целям. Изучите новые ценности, барьеры и потребности своей аудитории, прежде чем инвестировать свое время и ресурсы в контент, который вы собираетесь создать.
Покажите настоящего себя
Быть открытым и искренним сейчас очень необходимо, так как ваша аудитория также эмоционально уязвима и особенно ценит честность. Если вы поделитесь своей реальной историей, ваш шанс на общение с аудиторией возрастет. Каждый контент-маркетолог должен понимать это и прилагать максимальные усилия, чтобы продемонстрировать реальную сторону вашего бренда, заслуживая искреннее уважение и симпатию своей аудитории. Покажите, как вы скучаете без своих клиентов, как вы готовитесь к открытию, что вы сделали для того, чтоб им было безопасно и приятно к вам прийти. Если вы ресторан, покажите, как тщательно вы готовите каждую доставку и как конкретные живые люди бережно укладывают будущий обед. Пусть ваши сотрудники напрямую обращаются к каждому гостю и демонстрируют свою личную заинтересованность в каждом. В условиях повышенной эмоциональной уязвимости, на передний план выходят искренность и личная заинтересованность в каждом.
Сделайте аналитику своим лучшим другом
Если вы спросите своих коллег по маркетингу, вы услышите, как они говорят, что трафик их веб-сайта сильно пострадал из-за пандемии. Это означает, что каждый маркетолог должен внимательно продвигаться вперед. Создание большего количества контента может не быть решением. Поэтому полагайтесь на свои аналитические данные, чтобы узнать, что работает, а что нет в новой реальности. Еще раз акцентирую внимание на то, что традиционные подходы, которые вам приносили успех еще 3-4 месяца назад уже могут быть не актуальны. Вам придется все переосмыслить заново, опираясь на ежедневную аналитику, демонстрирующую успешность или безрезультатность тех или иных действий. Оперативный анализ может помочь вам вложить свое время и ресурсы в нужном направлении и форму контента.
Уверена, что эти несколько рекомендаций смогут помочь вам добиться хороших результатов даже в такие неопределенные времена. Будьте здоровы и увидимся на другой стороне этой пандемии.