SteveJobs

Apple addiction. How Steve Jobs turned clients into an army of fanatics

Marketers are jealous of brands like Apple. The company that created some of the first home computers has turned its customers into legions of fans. But without Steve Jobs at the helm, or with fewer resources than Apple, can such brand loyalty be achieved? Can any company build its fan base without special resources, for example, a small restaurant starting cosmetology, a clinic, a sanatorium, etc.? And what you need to do?

The principle of friend or foe

One big secret to Apple's success lies in an experiment 50 years ago. Psychologist Henry Tayfel already developed the theory of social identity in the 70s. He wanted to know how seemingly normal people can commit genocide, and how easily they identify with one group while discriminating against others. What he found was astounding: through the most trivial differences, he could create artificial loyalty to one group, which then discriminated against those outside that group.

Tayfel tested the subjects, forcing them to perform more or less meaningless tasks, for example, choosing between one of two artists or guessing the number of dots displayed on the screen. After each task, the subjects were attached to the groups corresponding to their answers. When the groups were formed, contingent rewards were also distributed. Everyone was sincerely rooting for the success of their own group, felt competition in relation to another, which sometimes grew into ridicule in relation to "strangers". Subsequently, many variations of this experiment have been carried out, and all of them have shown that people can very quickly develop group loyalty even in the absence of real differences. It would seem that it was just a single group, but as soon as the factor of separation is introduced and conditional distinctions and nominal awards are assigned, the principle of social identification “friend or foe”, bias and favoritism are immediately activated.

Tayfel's experiment and his work "Social categorization and intergroup behavior" laid the foundation for the theory of social identity, which claims that we tend to classify people into groups, formulating our belonging and building boundaries.

It doesn't matter how our identity is defined. By origin and nationality, financial criterion and involvement in certain strata of society, in accordance with fashion trends and the presence of current brands in our wardrobe, religious and other beliefs, green hair color or the number of tattoos on the body. What kind of music we listen to, what cars we drive, what we eat, where we relax, in what area we have an office and a house, what restaurants we visit and from the last: do we adhere to the current principles of conscious consumption. We can stick the label friend or foe on anyone's forehead without delay and, of course, immediately form a prejudiced attitude towards the “alien”.

Applepeople and others

In terms of neuromarketing, our brains are rigidly attached to wanting to be in one or more groups. Brands that position themselves through the formation of a community of “their” customers use this herd principle, which adds value through the customers' own need to be involved. In addition, in parallel with the formation of attachment to their group, a dislike for other groups of brands is cultivated.

Returning to Apple. They have been using the “us versus them” approach for decades, from video to video, from layout to layout showing cool, smart, beautiful, successful, as I call, apple-people buying the "right" brand and blind, dumb, unsuccessful, thoughtless, ugly, unable to independently think of "others." From video to video, since the 80s, Apple has pushed people into one of two camps: are you with us or not? From video to video, consumers were asked if they were really blind, thoughtless and flying into the abyss, like an eerie-depressive video Lemmings... Each advertising message is a sharp opposition of the correct, intelligent character to the weak and unsuccessful, using the proposals of competitors.

Compare people, not products

All advertising messages during Apple's formative years were aimed at the “best,” those who were with them. These commercials contain virtually no information about the product itself. Not to mention what a great product, puffing their cheeks - they make fun of others while portraying Apple users in a favorable light.

Of course, this approach is not unique. Many brands have used this concept successfully, either directly or indirectly. The age-old struggle between Pepsi and Coca-Cola, with their famous Pepsi Generation campaign. Car manufacturers in their advertising very much and successfully work from the “us versus them” angle, showing their person in a favorable light, forming clannishness and loyalty.

Our clients are different / better

The “us versus them” strategy works in absolutely any area, so there is no reason why it cannot be used by you. Think about whether your clients feel part of the group? Have you been able to make them feel different, better, smarter, prettier, younger and more successful than those others? Does your brand have a tribe? Have you been able to identify an “enemy” group that enhances the cohesion of your own?

It is imperative that your customers feel their best towards everyone who is not with you.

So

What people really want is the ability to connect with each other, not with companies. The brand's task is to give them a story, create an opportunity to find each other, unite in communities of like-minded people.

People form "tribes" with or without us. We can only join in and take advantage of the need to be a part of something big, important, strong and successful.

Scroll up

Apple-зависимость. Как Стив Джобс превратил клиентов в армию фанатиков

Маркетологи завидуют таким брендам, как Apple. Компания, которая создала некоторые из первых домашних компьютеров превратила своих клиентов в легионы фанатов. Но без Стива Джобса у руля или с меньшим количеством ресурсов, чем у Apple, можно ли добиться такой приверженности бренду? Может ли построить свою фан-базу любая компания без особых на то ресурсов, например, маленький ресторанчик, начинающая косметология, клиника, санаторий и пр.? И что для этого нужно?

Принцип свой-чужой

Один большой секрет успеха Apple заключается в эксперименте, проведённом еще 50 лет назад. Психолог Генри Тайфель аж в 70-х годах разработал теорию социальной идентичности. Он хотел узнать, как кажущиеся нормальными люди могут совершать геноцид, и насколько легко они идентифицируются с одной группой, дискриминируя при этом других. То, что он обнаружил, было поразительно: с помощью самых тривиальных различий он мог создать искусственную лояльность к одной группе, которая затем дискриминировала тех, кто не входит в эту группу.

Тайфель проверял испытуемых, заставляя их выполнять более или менее бессмысленные задания, например, выбирать между одним из двух художников или угадывать количество точек, изображенных на экране. После каждого задания испытуемые приобщались к соответствующим их ответам группам. Когда группы формировались, распределялись и условные вознаграждения. Каждый искренне болел за успех собственной группы, чувствовал конкуренцию по отношению к другой, что подчас перерастало в насмешки по отношению к «чужим». Впоследствии было проведено множество вариаций этого эксперимента, и все они показали, что люди могут очень быстро развивать групповую лояльность даже при отсутствии реальных различий. Вот, казалось бы, только что это была единая группа, но как только вводится фактор разделения и присваиваются условные отличия и номинальные награды, тут же включается принцип социальной идентификации «свой-чужой», предвзятость и фаворитизм.

Эксперимент Тайфеля и его работа «Социальная категоризация и межгрупповое поведение» положили основу теории социальной идентичности, которая утверждает, что нам свойственно классифицировать людей на группы, формулируя свою принадлежность и выстраивая границы.

И не важно, каким образом будет определена наша идентичность. По происхождению и национальному признаку, финансовому критерию и причастности к определенным слоям общества, в соответствии с модными трендами и наличием актуальных брендов в нашем гардеробе, религиозным и прочим убеждениям, зеленому цвету волос или количеству татуировок на теле. Какую музыку мы слушаем, на каких автомобилях ездим, что едим, где отдыхаем, в каком районе у нас офис и дом, в каких ресторанах бываем и из последнего: придерживаемся ли мы актуальных принципов осознанного потребления. Ярлык свой-чужой мы можем налепить на лоб любому без промедления и, конечно, сразу же сформировать по отношению к «чужому» предубежденное отношение.

Applepeople и другие

С точки зрения нейромаркетинга, наш мозг жестко привязан к желанию быть в одной или нескольких группах. Бренды, которые позиционируются через формирование некоего сообщества «своих» клиентов, используют этот стайный принцип, который усиливает ценность за счет собственной потребности клиентов быть причастными. Кроме того, параллельно с формированием привязанности к своей группе, культивируется неприязнь к другим группам брендов.

Возвращаясь к Apple. Они использовали подход «мы против них» на протяжении десятилетий, из ролика в ролик, из макета в макет показывая крутых, умных, красивых, успешных, как я называю, apple-people, покупающих «правильный» бренд и слепых, тупых, неуспешных, бездумных, некрасивых, не способных самостоятельно мыслить «других». Из ролика в ролик, начиная с 80-х, Apple толкал людей в один из двух лагерей: вы с нами или нет? Из ролика в ролик, потребителей спрашивали, неужели они – слепые, бездумные и летящие в пропасть, как жутковато-депрессивном ролике Lemmings. Каждое рекламное сообщение – это резкое противопоставление правильного, умного персонажа слабому и неуспешному, пользующемуся предложениями конкурентов.

Сравните людей, а не товары

Все рекламные сообщения в период становления Apple были ориентированы на «лучших», на тех, кто с ними. В этих рекламных роликах практически не содержится никакой информации о самом продукте. Они не говорято том, какой великолепный продукт, раздувая щеки – они высмеивают других, при этом, изображая пользователей Apple в выгодном свете.

Конечно, такой подход не уникален. Многие бренды успешно используют эту концепцию прямо или косвенно. Извечная борьба Pepsi и Coсa-Cola, с их знаменитой кампанией «Поколение Пепси». Производители автомобилей в своей рекламе очень много и успешно работают под углом «мы против них», показывая в выгодном свете своего человека, формируя клановость и приверженность.

Наши клиенты другие/лучше

Стратегия «мы против них» работает в совершенно любой сфере, поэтому нет причин, по которым она не может быть использована вами. Задумайтесь, чувствуют ли себя частью группы ваши клиенты? Смогли ли вы заставить их чувствовать себя другими, лучше, умнее, красивее, моложе и успешнее, чем те, другие? Есть ли у вашего бренда племя? Смогли ли вы определить «вражескую» группу, которая усиливает сплоченность вашей собственной?

Крайне важно, чтобы ваши клиенты чувствовали себя лучшими по отношению ко всем, кто не с вами.

Итак

Что люди на самом деле хотят, так это возможность общаться друг с другом, а не с компаниями. Задача бренда – дать им историю, создать возможность найти друг друга, объединиться в сообщества единомышленников.

Люди образуют «племена» с нами или без нас. Мы можем только присоединиться и воспользоваться потребностью быть частью чего-то большого, важного, сильного и успешного.

Пролистать наверх